Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

МАУ ДО «Черняховская художественная школа  имени Марии Тенишевой»

Имя ее и дела дороги нам

Мария Тенишева. Из какого далёка  возникло это имя в немецком городке, волей судеб ставшим российским? Как и почему случилось, что ее мысли и дела стали близкими людям, живущим 100 лет спустя. Что это: иль гордость российская – память о серебряном веке Отечества, иль ностальгия вдали от Родины, находящейся за двумя границами? Иль, может, неукротимый творческий дух этой замечательной женщины бродит в поисках соратников для борьбы за русскую душу, чтоб не заблудилась она и помнила о том, чья она и откуда.

Как-то неспешно и просто в художественной школе города Черняховска подобрались педагоги прикладники и станковисты, знающие и любящие народное искусство. Учат детей росписи по дереву, пэчворку, витражу, изготовлению кукол, глиняной игрушке, керамике в мастерских школы.

1.jpg

Радостно и тепло отозвались художники российских народных промыслов. Прислали свои произведения. Да какие произведения! Да какие мастера!

Родился «Музей традиционных русских ремесел». Оформился, вписался в интерьер европейского «модерна». А душу будоражили фотографии экспонатов тенишевского музея народного искусства в д. Талашкино под Смоленском.

И вот сбывшаяся мечта. Смоленский вокзал. От него автобус бежит мимо архитектурной роскоши города по шоссе к желанной цели. Потом пешком. Жара, воздух напоен запахами придорожных кустов, а ветер Родины нашептывает в такт шагам: «по Смоленской дороге снега, снега, снега» иль «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»… И то Твардовский, то Исаковский… Но впереди уже виднеется аллея старых деревьев, резные калитки, затейливый домик, необычный храм. И это уже рубеж веков XIXXX.

За невысоким дощатым заборчиком – простой вместительный деревянный дом, в котором когда-то княгиня Мария Тенишева создала сельскохозяйственную школу. В ней приглашенные из  Петербурга специалисты обучали крестьян грамотному ведению всех видов сельскохозяйственных работ. А в зимнее время наиболее одаренные крестьяне обучались ремеслам, игре на народных инструментах. Сейчас в здании бывшей сельскохозяйственной школы размещена экспозиция предметов народного искусства, собранная Марией Клавдиевной во время ее археологических экспедиций.

В отреставрированном домике, построенном по эскизу известного художника Малютина в 90-х годах  XIX века, находятся изделия ремесленников-крестьян: резная мебель, инкрустация, вышивка, роспись по дереву, которые можно считать произведениями искусства.

О том, кто такая  М. Тенишева, кем она была в истории культуры России, рассказала автор книги «Княгиня Мария Тенишева» Л. Журавлева, глубоко исследовав материалы биографии этой неординарной личности, людей, ее окружавших,  и времени, которому они принадлежали.

2.jpg

Из предисловия к книге…

Каковы судьбы русских меценатов конца XIX– начала XX века? Блестящи и трагичны. Все отдано России, и забвение в конце жизни. Далеко не безумные богатства, расчетливость, много просящих помощи и получающих ее. Жертвования и жертвы, и все во имя России. Такова и судьба крупнейшей русской меценатки княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, которую при жизни знала вся Россия и Европа. Доходили слухи о ее художественных сокровищах и до Америки. А затем почти столетие  забвения.

«Придите и владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руцы ваши. Блюдите скрыню сию и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского» – написала Тенишева на эмалевом блюде 1911 года, на которое положила ключи  от своего смоленского музея «Русская старина». Это было ее духовное завещание, к сожалению, не выполненное в наше время. Здание музея сохранилось, но тенишевской коллекции в нем нет.

Так кем же была Тенишева? Крупнейшим коллекционером; она оставила нам три коллекции: русской графики (Государственный Русский музей), декоративно-прикладного и народного искусства, эмалей и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике). Кроме того, она была оперной певицей; художницей акварели и эмали; писательницей, создавшей две пьесы, либретто оперы, книгу воспоминаний; исследовательницей, написавшей диссертацию  «Эмаль и инкрустация»; педагогом, общественной деятельницей или, как кратко, но емко выразил ее натуру  Н.К. Рерих, «созидательницей» во всех своих проявлениях. Она была равна Рериху и по устремлениям – наивысшим, по затрате сил – допредельным, по талантам – разнообразным. Вот как о ней писал коллекционер С.А. Щербатов: «Это была одна из самых незаурядных женщин, с которыми мне в жизни пришлось встретиться. Широко образованная и начитанная, властолюбивая, с большими запросами и, безусловно, с искренней любовью к искусству, она была не только меценаткой, субсидирующей лучший художественный журнал «Мир искусства», собирающей картины русских и иностранных мастеров, помогавшей щедро художникам, но и крупной общественной деятельницей  и, кроме всего этого, серьезной работницей в искусстве.

3.jpg

Тенишева была знакома с крупнейшими представителями культуры XIX века: И.С. Тургеневым, П.И. Чайковским, А.Г. Рубинштейном, М.Г. Савиной. Она оставила о них яркие воспоминания  в книге «Впечатления моей жизни», изданной в Париже на русском языке в 1933 году. Для Марии Клавдиевны, как и для ее выдающихся современников П.М. Третьякова, С.И. Мамонтова, С.П. Дягилева, была характерна полная растворимость в коллективном деле, которое она вдохновляет и ведет. В истории русской культуры эти имена сразу и навсегда стали синонимами Третьяковки, Абрамцева, «Русских сезонов», Талашкина.

Вот как писал о художественном центре Талашкино – смоленском имении Тенишевой - композитор Б.К. Яновский: «Роскошная  природа, полная свобода действий, веселье, шум – все дышало жизнью и притом не могло не отразиться на настроении. К тому же, общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, споры и разговоры об искусстве, где каждый занят разрешением какой-нибудь задачи и т.п., похоже скорее на Италию времен Ренессанса, чем на Россию XIX века».

В 1903 году известный французский искусствовед Габриэль  Мурей писал: «Но не только к декоративному и промышленному искусству хотела привить вкус крестьян Тенишева в Талашкине: такое течение могло развиваться только в общем  русле художественной культуры. Маленький театр был построен, где ученики-крестьяне представляют народные пьесы, комедии и драмы, посвященные героизму и нравам своего народа. Также и народная музыка в большом почете в Талашкине. Существует оркестр из 30 музыкантов, которые на балалайках исполняют старые русские мелодии. Это очаровательная проникновенная музыка, пылкую душу которой нам открыл Балакирев и Римский-Корсаков. Но шедевром национального искусства, не имеющим ничего общего с иностранным влиянием, является церковь, находящаяся в Талашкине. Стиль этого религиозного здания в старинном духе можно рассматривать как венец совершенных усилий. В сопровождении рисовальщиков и архитекторов княгиня Тенишева сама искала по России наиболее великолепные и чистые образцы искусства прошлых времен. Мария Клавдиевна руководила всей этой работой. Сама рисовала и организовывала труд. По высказыванию современников, Талашкино было  Афинами русских крестьян, а княгиня Тенишева его Периклом.

4.jpg

Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)

Талашкино собрало под своей сенью много талантливых людей. Здесь в разное время бывали художники И.Е. Репин, братья Бенуа, К.А. Коровин, М.В. Врубель, семья Рерихов, С.П. Дягилев, С.К. Маковский, композиторы В.В Андреев, И.Ф.Стравинский, профессора Р.Э. Регель, И.Р. Тарханов и др.

Деятельность Тенишевой по сохранению сокровищ отечественной культуры получила признание еще при жизни. В 1911 году она была избрана почетной гражданкой Смоленска.

Почему же имя почетной гражданки Смоленска дорого маленькой художественной школе небольшого немецкого городка, волей судеб ставшего русским?

Видимо, потому, что навалилось время тревоги и боли за тяготы русской культуры, ее языка, литературного и музыкального, за искусство, тонущее в халтуре и пошлости, за  телевизионную одичалость. И потому еще, что маленькая художественная школа  пытается удержать и сохранить хотя бы в малости то, что Мария Клавдиевна делала с таким размахом и с такой любовью к Родине.

6.jpg

М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)

В память об этом удивительном человеке, замечательной женщине, гордости Отечества, мысли, дела и чувства которой так близки нам, и решили назвать школу ее именем  - «Черняховская детская художественная школа им. Марии Тенишевой».

 В статье использовался материал из книги Л.Журавлевой «Княгиня Мария Тенишева».

                    О. Кошелева, директор ДХШ